Сегодня хотелось бы описать проблему с АРМ стартерами на детской мототехнике . Очень частая неисправность - это обрыв шнура АРМ стартера, также часто разрушается сам механизм и корпус (особенно в пластиковых моделях). За время эксплуатаций квадроцикла и питбайка, для себя я выделил несколько причин которые приводят к этому, и это не относится к качеству самого стартера , хотя встречается брак, но крайне редко. Первой причиной хотелось бы назвать человеческий фактор , а именно многое зависит от того насколько плавно происходит вытягивание шнура и в каком направлений.

С причиной поломок по первому пункт все ясно, и это легко предотвратить - надо научиться правильно заводить двигатель.

По второму пункт не все так просто. Причины поломки здесь могут как косвенные - это карбюратор , так и прямые - сбившееся зажигание, заклинившие сцепление.

Почему карбюратор - дело в том что при неисправном карбюраторе очень сложно завести двигатель, соответственно вы будете делать большее количество попыток запуска, многократно увеличивая износ всего механизма АРМ стартера. Стандартный карбюратор который стоит практически на всех моделях этих двигателей , кроме тюнинговых двигателей, страдает очень частым зависанием поплавка и засорением жиклера.

Со сцеплением в принципе все понятно - попытка завести двигатель с заклинившим сцеплением вполне может привести к поломке АРМ стартера.

Ну и наконец основная причина поломок (на мой взгляд) - это сбившееся зажигание. На этих двигателях не предусмотрена ручная регулировка опережения зажигания. Сбиваться оно может по двум причинам- это естественный износ деталей двигателя и смещение маховика. Обе причины приводят к очень раннему зажиганию и как следствие к "обратным вспышкам", а удар по руке заводящего через шнур и большая нагрузка на стартер.

Очень часто отсутствует шпонка на маховике , что тоже приводит со временем к смещению зажигания в сторону опережения.

  • Повышение скорости в три-четыре раза при незначительном увеличении массы (средняя скорость в городских условиях – 10-12 км\ч), увеличивается до 40-50 км\ч.
  • Возможность использовать в серьезных, «дальнобойных» поездках. На мотовелосипеде поездка на четверть тысячи километров может быть вполне выполнена за день и доступна каждому, это серьезный козырь для велотуристов.
  • Современный двигатель заводится «с хода», поэтому можно его включать периодически, использовать только на затяжных подъемах, экономя силы. Это важно в случае пожилого возраста, не очень хорошей физической формы, избыточного веса.
  • Возможность «помогать» педалями, используя оба источника энергии – мотор и свою силу.
  • Потрясающая экономичность, в сравнении с достаточно высокой скоростью в условиях городских пробок. Например, в пятницу вечером автомобили на загородных направлениях создают многокилометровые пробки. И поездка на дачу, которая находится в 38 километрах от дома, отнимает полтора часа времени и 5 литров топлива за счет «газования» в пробках. Мотовелосипед справится за час, причем на дорогу уйдет один литр бензина (средний расход – 2,5 л\100 км). В то же время стоимость топлива для автомобиля составляет 150 руб., билет на электричку - 53 рубля (и еще идти от станции 20 минут), а мотовелосипед обойдется в 30 рублей.

Именно последний пункт обусловил огромную популярность велосипеда с мотором в странах третьего мира и вообще в Азии, а также в крупных мегаполисах с затруднением городского движения. Так, например, в Шанхае в 1996 году было 370 тысяч мотовелосипедов и 470 тысяч других моторизованных транспортных средств.

Двухтактные (F 50, Комета). На 1 фото изображен мотор «Комета» производства Санкт – Петербург. На 2 фото – комплект китайского F50. Его стоимость около 7500 руб.

мотор «Комета»

комплект F50

Что касается модели F50, то это китайский аналог советского велосипедного мотора серии «Д - 5», производимого на заводе «Красный Октябрь». Его недостатки, пожалуй, в следующем: он жестко фиксируется к раме, для чего нужно сверлить алюминий, а это снижает прочность рамы.

собранный F50

В настоящее время качество моторов выросло, брак случается все реже, велосипед «тянет» 40-50 км\ч, и на это затрачивается 1,5-1,7 литра топлива.

Четырехтактные (Honda GX35, GXH50, мощность 2,5 л.с).

GX35

GXH50

Диапазон средних технических характеристик двигателей:

  • Объем камеры сгорания в пределах 35-50 куб. см.
  • Мощность – 1,5-2 л.с. (напомним, что одна лошадиная метрическая сила равна 735 Вт, а двигатель в 2 л.с. способен поднимать груз в 150 кг за 1 секунду на 1 метр, что очень прилично).
  • Объем бака от 0,6 до 1,2 л (по данным двигателей «Комета»). Самодельный бак может быть каким угодно.
  • Расход топлива в среднем 1,5-2,5 л\100 км.

Мотовелосипеды могут быть как на ременной передаче, которая одновременно является понижающим редуктором, так и на цепной (ниже модель на основе двигателя Honda GXH 50). Только в этом случае педали уже не получается покрутить: их просто нет. Зато этот образец, по словам автора, разгоняется до 70 км\ч, точнее, 68-ми.

Honda GXH 50 на ременной передачи

А вот мотовелосипед с мотором «Весна – 20» имеет цепную передачу с возможностью вращения педалей.

мотор «Весна – 20»

Плюсом этой схемы является свободный багажник и низкий центр тяжести, а минусом – асимметричная нагрузка.